:

top12

  • 1

Розроблено Joomlamaster.org.uaспільно з Joomstudio.com.ua

Алекскей Толочко. От «российского �ерусалима» к «славянским Помпеям»

Оглядываясь в воспоминаниях на Киев своего детства (в конце XVIII века), барон Филипп Вигель писал:

Во дни оны Киев был проезжий, пограничный город и почти столица Малороссии; кругом его были расположены войска; в нем стекались и воинские чиновные лица, и украинские помещики по делам и тяжбам, и великороссийские набожные дворяне с семействами для поклонения святым мощам, и, наконец, просто путешественники, которые для развлечения посещали тогда южную Россию, как ныне ездят в чужие края.

Киев считался кульминацией «малороссийского тура», без посещения древней русской столицы, без поклонения киевским святыням вряд ли можно было считать поездку сколько-нибудь удачной.

Российские путешественники находят в Малороссии два города, где безошибочно узнают собственную историю. Первым была Полтава, место знаменитой победы Петра Великого над Карлом. Россия, как все еще считают в начале века, родилась «с гением Петра». На поле Полтавской битвы путешественник мог почувствовать себя присутствующим при родовых схватках великой империи.

Это, впрочем, была «новая»  Р РѕСЃСЃРёСЏ, европейская Рё просвещенная. Прикоснуться Рє источнику Р РѕСЃСЃРёРё «древней»  РїСѓС‚ешественник ехал РІ Киев.

Поездка в Киев — безусловно, часть общей моды — имела, однако, и более глубокий смысл. Подъезжая к городу, путешественник начинал замечать вокруг себя толпу богомольцев, и чем ближе к Киеву, тем более многочисленную. Паломников путешествующий встречал везде: на почтовых станциях, в местечках и селах, на дорогах, вместе с толпой богомольцев путешественник переправлялся под Киевом через Днепр. Он становился частью массы странников и — вольно или невольно — начинал думать о себе как о паломнике к святым местам.

Киев был едва ли РЅРµ крупнейшим центром паломничества РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ империи. Его православные святыни Рё реликвии — Печерская лавра СЃ мощами святых СѓРіРѕРґРЅРёРєРѕРІ РІ пещерах, Михайловский монастырь СЃ мощами святой Варвары — ежегодно приводили РІ движение десятки тысяч паломников СЃРѕ всех концов государства (некоторые РёР· путешественников считали, что РІ Киеве бывает РґРѕ ста тысяч богомольцев). РџРёРє киевского паломничества приходился РЅР° храмовый праздник Печерского монастыря — Успение Богородицы. Шли РЅР° богомолье РІ Киев, исполняя некогда взятый обет, РІ надежде получить РѕС‚ святых мощей исцеление или замолить грехи. Киев считался местом, РіРґРµ человек способен искупить преступление, Рё РІ начале XIX века некоторым провинившимся перед законом даже заменяли проживанием РІ Киеве уголовное наказание. Таким образом, например, оказался РІ РіРѕСЂРѕРґРµ РѕРґРёРЅ РёР· первых киевских «археологов»  РђР»РµРєСЃР°РЅРґСЂ Анненков —за РѕСЃРѕР±Рѕ жестокое обращение СЃ крестьянами; позже богомольем РІ Киеве заменили заключение убийце Михаила Лермонтова — Мартынову.

Значение Киева и паломничества в Киев для коллективного сознания украинцев очень точно передал �ван Переверзев, автор изданного в 1788 году «Топографического описания Харьковского наместничества»:

Жители Южной России, отлученные одни от других расстоянием, различным чиноправлением, гражданскими обычаями, речью, некоторые и религиею (униею), обращают на себя взор зрителя, не без знания примечающего. Когда они обираютьсял я поклонения в Киев с востока, от Волги и Дону, с запада, из Галиции и Лодомирии и ближе к Киеву лежащих мест, взирают один на другого не так, как на иноязычного, но будто однород- ца, однако много отчужденного в словах и поступках, что для обеих сторон показывается странным явлением; но вообще все сии рассеянные одноземцы и доныне сохраняют сыновное почтение к матери древних своих жилищ, граду Киеву.

 РџСЂРёРІС‹С‡РЅР°СЏ метафора для Киева РІ путевых дневниках XIX века, как Рё РІ воспоминаниях путешественников, — «российский Р�ерусалим».

Поклонение святым местам Киева было едва ли РЅРµ главной целью посещения Киева царственными лицами, спорадических РІ течение XVIII века Рё РІСЃРµ более частых РІ первой половине XIX века. Р’ Киеве для «порфирородных богомольцев»  СЂР°Р·СЂР°Р±Р°С‚ывают, так сказать, стандартный маршрут: Печерская лавра СЃ осмотром Успенской церкви, Софийский СЃРѕР±РѕСЂ, Михайловский монастырь, Пещеры, Андреевская церковь. Р’ начале XIX века такую «обзорную СЌРєСЃРєСѓСЂСЃРёСЋВ»  РІС‹СЃРѕС‡Р°Р№С€РёС… лиц Р±СѓРґСѓС‚ называть «путем богомольца». Екатерина II, которая РІ течение трехмесячного пребывания РІ Киеве должна была пройти РїРѕ маршруту РЅРµ РѕРґРёРЅ раз, выстоять РЅР° многочисленных литургиях Рё выслушать РЅРµ РѕРґРЅСѓ речь, едва сдерживала СЃРІРѕРµ раздражение РѕС‚ «скучного Киева», РЅРѕ РїРѕРєРѕСЂРЅРѕ выполняла надлежащие действия. Р’Рѕ времена Александра I Рё особенно Николая I императорская семья посещает Киев регулярно. Как понимали современники РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ СЂРѕРґР° активность, РІРёРґРЅРѕ РёР· названия брошюры, изданной РїРѕ случаю визита РІ Киев РІ 1837 РіРѕРґСѓ великого РєРЅСЏР·СЏ Александра Николаевича: В«Р�звестие Рѕ посещении святых мест РІ Киеве благоверного государя наследника, цесаревича Рё великого РєРЅСЏР·СЏ Александра Николаевича». РџРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ СЂРѕРґР° «описания»  РїР°Р»РѕРјРЅРёС‡РµСЃС‚РІ составляют после каждого визита (даже митрополит Евгений Болховитинов станет автором РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· РЅРёС…).

Какими бы ни были мотивы путешественника в его путешествии по Малороссии, подъезжая к Киеву, он начинал воображать себя паломником, ощущать в душе религиозный восторг от скорого посещения православных святынь Киева. К религиозному чувству прибавлялись и переживания живописного пейзажа.

Как правило, путешественники подъезжали к Киеву с левого берега, и величественная картина «златоверхого города», открывавшаяся их взглядам, настраивала прямо на мистический лад:

На западной части небосклона, над серою грядою тумана, открылся Киев. Священный город стоял как бы на воздухе или на небе, и лучи восходящего солнца, горя на златоверхих его храмах, представляли зрелище величественное и на земле новое!

РќРё РѕРґРёРЅ РёР· путешественников РЅРµ упустил случая излить РЅР° страницах своего путевого журнала экзальтированные впечатления РѕС‚ созерцания «с вечностью спорящей твердыни Р РѕСЃСЃРёРёВ»  (фон Гун), «священного города»  (Глаголев). РљРЅСЏР·СЊ Долгоруков въехал РІ 1810 РіРѕРґСѓ РІ Киев СЃ противоположной стороны, РЅРѕ Рё РѕРЅ РЅР° обратной РґРѕСЂРѕРіРµ «окинул глазами весь Киев еще раз РІ жизни. Нет ничего прекрасней сего зрелища; СЏ РѕС‚ него был РІРЅРµ себя Рё РЅРµ вмещал восторгов» . РџСЂРёСЂРѕРґР° Рё Творец приходили РЅР° СѓРј Лёвши- РЅСѓ РїСЂРё первом же взгляде РЅР° Киев:

Р’РёРґ РіРѕСЂРѕРґР°, РІ котором предки наши получили первое понятие Рѕ всемогущем Творце; РІРёРґ храмов Божиих, скрывающих РІ себе столько священного, Рё торжествующая РїСЂРё восхождении солнечном РїСЂРёСЂРѕРґР° возбудили РІРѕ РјРЅРµ высокие Рё приятные чувствования. Р’ 1832 РіРѕРґСѓ РЅР° пути Рє «Юго-Западному краю» , РіРґРµ РѕРЅ должен был после польского восстания «обустраивать»  СѓС‡РµР±РЅС‹Рµ заведения, Киев посетил Р�ван Сбитнев. Его «путевые заметки»  РїСЂРµРєСЂР°СЃРЅРѕ передают то состояние полурелигиозного экстаза, полу- антикварного увлечения, которое испытывал путешественник РЅР° подступах Рє Киеву:

Можно ли равнодушно приближаться к Киеву, особенно в первый раз, как я тогда, этому богатому некогда городу, где развилось ядро государственного быта России, началось христианство, быстро разлившееся по славянским племенам! С чувством благоговения я посетил Печерскую лавру, поклонился святым мощам угодников Божиих в ближних и дальних пещерах; посетил также Софийский, Михайловский и Николаевский соборы и Братский монастырь. С трепетом, с благоговейным чувством приближался я к тому месту в овраге, где князь Владимир крестил народ свой в христианство.

Между тем, РІСЃРµ больше столичных путешественников отправлялись РІ Киев РЅРµ СЃ богомольной целью, РЅРѕ СЃ археологической. Конец XVIII века ознаменовался открытием классических древностей Северного Причерноморья. Вместе СЃ новоприсоединенными ориентальными землями Оттоманской Порты Рё Крымского ханства Р РѕСЃСЃРёСЏ неожиданно стала обладательницей остатков античной цивилизации. Открытие СЂСѓРёРЅ греческих РіРѕСЂРѕРґРѕРІ интриговало Рё возбуждало воображение антиквариев Рё ученых. Малороссия казалась естественной РґРѕСЂРѕРіРѕР№ Рє классическим городам Причерноморья. Остатки античной Ольвии были открыты РІ имении Р�льи Безбородко Парутино (Р�льинское). РљРЅСЏР·СЊ Долгоруков посетил РёС… Рё осматривал, Юлиан Немцевич видел добытые там античные предметы Сѓ жителей Одессы166. Ермолаев Рё Бороздин осматривали привезенные РёР· Парутино артефакты РІ РґСЂСѓРіРѕРј имении графа вблизи Чернигова. Незадолго РґРѕ этого ученый РјРёСЂ Р РѕСЃСЃРёРё переживал своего СЂРѕРґР° первую научную сенсацию: РІ 1793 РіРѕРґСѓ РЅР° Тамани, РіРґРµ, как полагали, находилась античная Фанагория, была найдена древнерусская надпись. Автор находки Павел Пустошкин доживал СЃРІРѕР№ век «в счастливом климате Малороссии»  РѕС‚ставным вице-адмиралом. Здесь, РІ Лубнах, его посещал РІ 1816 РіРѕРґСѓ Рё осматривал его коллекцию итальянских картин Лёвшин. Находка «Тмутараканского камня»  РѕРєР°Р·Р°Р»Р°СЃСЊ необычайным открытием: РѕРЅР° РЅРµ только окончательно решала РѕРґРёРЅ РёР· крупнейших СЃРїРѕСЂРѕРІ историографии XVIII века (Рѕ местонахождении древнерусской Тмутаракани), РЅРѕ Рё обещала РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ СЂРѕРґР° находки СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ присутствия РІ Причерноморье РІ будущем. Камень, правда, РІРѕР·Р±СѓРґРёР» СЃРїРѕСЂ РёРЅРѕРіРѕ СЂРѕРґР°: некоторые его считали поддельным. РќРµ удивительно, что первая археологическая экспедиция РЅР° Украину — Бороздина Рё Ермолаева РІ 1810 РіРѕРґСѓ — предполагала достичь Тамани Рё разыскать там более надежные остатки СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ присутствия.

Секулярное открытие Киева, таким образом, происходило РїРѕ следам религиозного паломничества, Р° первые путешественники РІ РіРѕСЂРѕРґ были столько же благочестивыми паломниками Рє святым местам, сколько Рё туристами, заинтересованными РІ истории Рё исторических раритетах. Р’ 1823 РіРѕРґСѓ Михаил Сперанский писал, собираясь ехать РІ Чернигов: «Может быть, оттуда, РїРѕ близости взгляну СЏ РЅР° Киев Рё святые его древности»167. Подчеркнуто «древности» , РЅРѕ РёС… соседство СЃРѕ «святостью»  РЅРµ слу__ чайно. РњРѕРґР°, паломничество Рё археологические РїРѕРёСЃРєРё соединились РІ начале XIX века, чтобы привести Рє «открытию Киева»  РґР»СЏ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ публики.

«Открытие»  РІ данном случае РЅРµ является лишь метафорой. Несмотря РЅР° то, что Киев (вместе СЃ остальной Малороссией) находится РІ составе Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ государства СЃ середины XVII века, сведения Рѕ нем РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ публике РґРѕ начала XIX века остаются очень, так сказать, теоретическими, литературными. Киев занимает чрезвычайно важное место РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ истории Рё, РІ общем, РІ сознании, РЅРѕ знания Рѕ реальном РіРѕСЂРѕРґРµ Киеве крайне ограниченны. Большинство начитанных путешественников считает Киев таким, каким РѕРЅ предстает РЅР° страницах летописи — величественной столицей. Уезжая РІ Киев, РѕРЅРё ожидают найти видимые Рё очевидные следы древнего величия: СЃРѕР±РѕСЂС‹ Рё дворцы или хотя Р±С‹ впечатляющие остатки этих сооружений, благородные СЂСѓРёРЅС‹ РІСЂРѕРґРµ Помпей или Геркуланума.

Екатерина II была первой «ученой»  РїСѓС‚ешественницей РІ Киев. РћРЅР° считала себя приличным историком, как раз перед поездкой написала собственную версию истории Киевской Р СѓСЃРё Рё вообще знала Рѕ Киеве столько, сколько можно было знать РІ XVIII веке. Р�мператрица готовилась Рє поездке тщательно. Р’ 1785 РіРѕРґСѓ для нее была составлена краткая записка Рѕ киевских древностях, Р° РІ 1786 РіРѕРґСѓ (еще РґРѕ начала странствий!) была издана РєРЅРёРіР° РїРѕРґ заглавием «Путешествие ея императорского величества РІ полуденный край Р РѕСЃСЃРёРё, предприемлемое РІ 1787 РіРѕРґСѓВ» , РіРґРµ излагалась история РіРѕСЂРѕРґР° Рё предоставлялось краткое описание его древностей Рё топографии. РћР± ожиданиях Екатерины РѕС‚ РіРѕСЂРѕРґР°, Рє сожалению, ничего РЅРµ известно, РЅРѕ тон ее писем РёР· Киева свидетельствует Рѕ разочаровании: древностей РІ Киеве нет, как нет Рё самого древнего РіРѕСЂРѕРґР°. Р’ письмах Рє Павлу, Рє барону Гримму, РґСЂСѓРіРёРј адресатам императрица однообразно Рё почти теми же словами жалуется, что «ищет Рё РЅРµ может найти»  РљРёРµРІ:

Странен здешний город: он весь состоит из укреплений да из предместий, а самого города я до сих пор не могу доискаться; между тем, по всей вероятности, в старину он был по крайней мере с Москву.

 РўРѕ же императрица писала Рё Рє сыну:

С тех пор, как я здесь, я все ищу: где город; но до сих пор ничего не обрела, кроме двух крепостей и предместий; все эти разрозненные части зовутся Киевом и заставляют думать о минувшем величии этой древней столицы.

С подобными ожиданиями найти остатки исторического города подъезжал к Киеву граф Сегюр, вместе с другими посланниками сопровождавший императрицу в южном путешествии:

Подъезжая к Киеву, испытываешь то особенное чувство уважения, какое всегда внушает вид развалин. К тому же живописное расположение этого города придает прелесть первому впечатлению; смотря на него, вспоминаешь, что здесь колыбель огромной державы, долго пребывавшей в невежестве, от которого она освободилась не более, как лет за сто, и теперь стала так огромна и грозна.

Граф также обманулся в своих ожиданиях. После экскурсии по городу («когда мы осмотрели эту древнюю столицу с ее окрестностями» ) на вопрос Екатерины о впечатлении, которое производит Киев, граф ответил: «Киев представляет собою воспоминание и надежды великого города» . Этот афоризм очень удачно передает, чем Киев был и как его видели путешественники: современный город ничего не значил; его представляли в прежнем блеске и могуществе, надеясь на их восстановление. Киев был только в прошлом и будущем.

 РџРѕРёСЃРєРё СЂСѓРёРЅ РЅРµ были неуместными РІ Киеве. Контраст между необычным образом РіРѕСЂРѕРґР° РІ летописях Рё хрониках Рё действительным его плачевным состоянием небольшого РіРѕСЂРѕРґРєР° всегда сопровождал Киев. Р’ литературе польского ренессанса это способствовало возникновению топоса СЂСѓРёРЅ как РѕСЃРѕР±РѕР№ приметы Киева. Р СѓРёРЅС‹ РІ РѕРґРЅРѕРј образе объясняли то, чем некогда был Киев Рё что случилось СЃ РЅРёРј впоследствии.

РќРµ РІСЃРµ, кто писал РІ XVI-XVII веках Рѕ руинах Киева, действительно бывали РІ РіРѕСЂРѕРґРµ. РўРµ же, кто был, видели СЂСѓРёРЅ вполне достаточно. Р РёСЃСѓРЅРєРё ван Вестерфельда 1651 РіРѕРґР° свидетельствуют Рѕ том, что РІ РіРѕСЂРѕРґРµ оставалось еще немало развалин, довольно впечатляющих размеров. Начнись РјРѕРґР° РЅР° малороссийский тур столетием раньше, Рё путешественники вдоволь насладились Р±С‹ загадочными Рё меланхолическими руинами. Видимые остатки древнерусских построек начали стремительно исчезать РёР· киевского ландшафта РЅР° рубеже XVII-XVIII веков. Жители рассматривали места древних построек как своего СЂРѕРґР° каменоломни, РіРґРµ добывали строительный материал. Наступившее относительно РјРёСЂРЅРѕРµ время, материальное упрочение православной церкви способствовали РЅРѕРІРѕРјСѓ строительству РІ РіРѕСЂРѕРґРµ. Стены древнерусских церквей Рё СЃРѕР±РѕСЂРѕРІ РІРѕ второй половине XVII — начале XVIII века разбирали РЅР° ремонт Рё обновление РґСЂСѓРіРёС… зданий так тщательно, что РїРѕСЂРѕР№ выбирали даже камень РёР· фундаментных СЂРІРѕРІ. «Восстановление»  Рё «реставрация»  РєРёРµРІСЃРєРёС… святынь, начатые Могилой Рё продолженные его преемниками, разрушили больше остатков древней Р СѓСЃРё, чем РІСЃРµ предыдущие века вместе взятые. Относительно больше повезло Золотым воротам: РІ течение всего времени РѕРЅРё служили въездом РІ Киев, РЅРѕ Рё РѕРЅРё постепенно пришли РІ упадок, угрожали обвалом, Рё РёС… останки РІ 1750 РіРѕРґСѓ были засыпаны землей. Рљ середине XVIII века уже ничто РІРѕ внешнем облике Киева РЅРµ напоминало Рѕ старине. РљРѕРіРґР° РІ 1760 РіРѕРґСѓ РІРѕ исполнение сенатского указа предписано было составить «Описание»  РіРѕСЂРѕРґР°, его автор констатировал:

 РџСЂРё Киеве старых РіРѕСЂРѕРґРѕРІ оставшихся развалин Рё РіРѕСЂРѕРґРёС‰ Рё никаких признаков ныне почти РЅРµ РІРёРґРЅРѕ, РєСЂРѕРјРµ что РїРѕ народной молве над рекою Лыбедью было РЅРµ малое жилье [...].

Со второй половины XVIII века путешественник уже не мог любоваться романтическими руинами Киева. Подъезжая к древней столице, он еще не знает этого и ожидает откровения от прикосновения к глубочайшей древности и чрезвычайной святости. Разочарование наступает довольно быстро.

В 1804 году Киев посетил знаменитый московский митрополит Платон. Он также вел дневник путешествия, который вышел в свет в 1813 году. Митрополит, конечно, был прежде всего благочестивым богомолом, но — в духе времени — соединял паломничество с археологической экскурсией. Он посещал все религиозные святыни Киева, но, человек начитанный и интересующийся историей, всякий раз записывал исторические о них сведения, а также собственные впечатления и выводы.

Платону показывали места Рё останки древней истории. РќР° Аскольдовой могиле, РіРґРµ пролилась первая РєСЂРѕРІСЊ древнерусской истории Рё РїРѕ традиции РєРЅСЏРіРёРЅСЏ Ольга построила церковь святого Николая, Платон видел «малую каменную церковь, уже Рє ветхости склонную, однако Р¶ строения РЅРµ старинного». Место, впрочем, было живописное, Рё митрополит дал себя убедить. Р’ самом Киеве ему демонстрировали Золотые ворота Рё церковь святого Георгия. Рћ воротах ему говорили, что «на РЅРёС… стоял ангел позлащен, что было Рё ныне есть герб киевский» . Ворота, которые осматривал ученый митрополит, скорее всего были новые, построенные после 1750 РіРѕРґР°. РџРѕРґ горами Платону показывали место «Крещатик»  СЃ колодцем Рё говорили, что именно здесь Владимир крестил СЃРІРѕРёС… сыновей. Павильон над источником был построен РІ 1802 РіРѕРґСѓ (РІ 1804 РіРѕРґСѓ здесь был сооружен памятник крещению; фон Гун СЃСѓС…Рѕ заметил: «Архитектура Рё РІРєСѓСЃ РІ сем монументе РЅРµ пленяют глаз» ).

 РљРёРµРІ разочаровывал митрополита:

Весьма примечательно, что хотя церковь Софии, Печерская, Никольская и прочие, не только в Киеве, но и в Чернигове [...] суть древние, и иные более 700 лет, и где б мы ожидали найти следы древности, но явно видим, что во всех тех церквах образа, иконостасы, расписные стены все на показ древность, а представляется, что они или недавно писаны и деланы, или в 17 веке или в 18 столетии.

Общий вывод митрополита был пессимистичный: в Москве можно найти больше «древностей»:

Видно, что разные вражеские разорения все древнее уничтожили и заставили все вновь сооружать.

Даже самая большая «древность»  РљРёРµРІР° Десятинная церковь СЃРІРѕРёРј скромным РІРёРґРѕРј навевала сомнения. Р�Р· летописи митрополит знал, что Владимир возвел удивительную постройку. РўРѕ же, что видел Платон, заставляло думать: Р° РѕР± этой ли, собственно, идет речь? Десятинная церковь

никакого ни внешнего, ни внутреннего великолепия не имеет, да и строение, кажется, не самое древнее. А потому она ли есть десятинная оная славная, и на сем ли месте была, предоставляю другим тамошним ученым любопытнее в сие войти.

РџРѕ РёСЂРѕРЅРёРё, единственной настоящей древностью Киева митрополит признал церковь Спаса РЅР° Берестове. Это РѕРЅ определил РїРѕ «аль фреско»  Рё греческим надписям178. Р� РІРёРґ церкви, Рё СЂРѕСЃРїРёСЃРё, Рё надпись — СЂРѕРґРѕРј РёР· времен Петра Могилы.

Совершенно такое же впечатление «новизны»  РїСЂРѕРёР·РІРµР» Киев Рё РЅР° РґСЂСѓРіРѕРіРѕ богомольного туриста — РєРЅСЏР·СЏ Долгорукова. Через шесть лет после митрополита Платона его проводили РїРѕ тому же маршруту, показывали те же преимущественно вымышленные свидетельства древней истории. «Ветхая»  С†РµСЂРєРѕРІСЊ РЅР° Аскольдовой могиле была уже снесена, Рё РЅР° ее месте РєРЅСЏР·СЊ видел «круглый храм каменный СЃ куполом РІ РЅРѕРІРѕРј вкусе» , Р° потому Рё сомневался, здесь ли действительно была могила Аскольда. Десятинную церковь РєРЅСЏР·СЊ также осматривал Рё

воздохнул, глядя на ее опустошение и бедность; нет еще ничего приманчивого для глаз, все опущено; одно воображение дает цену и месту тому и храму. Неоспоримо, что с такого отдаленного времени и Татары, и Поляки, и пожары, все подействовало на Десятинную церковь, и из великолепнейшей привело ее в убогое состояние. Но никогда бы я не подумал, что она так брошена и презрена, как я ее нашел.

От Десятинной церкви князь отправился осматривать другое здание якобы Владимировых времен — Трехсвятительскую церковь, построенную на холме, где прежде стояли Перун с остальными языческими идолами:

Церковь стара, но не старинная. Вероятно, что все сии знаменитые по истории храмы уже несколько раз были по разорении Киева поновляемы и иные совсем перестроены: довольно естьли, по крайней мере, сохранили те самые пункты, на коих происходили исторические события.

Митрополит Платон именно в этом и сомневался: Нестор пишет, что Перун стоял на холме, а здесь ни одного холма нет: «Сходственно ли сие с истиною, утверждать не можем» .

Если митрополит Платон сравнивал древность Киева с Москвой, то князь Долгоруков сравнивал с Новгородом. Но сравнение также было не в пользу древней столицы Руси:

Киев стар, но древность его не так видна, не так осязательна, как Новгородская. Там столетия на всяком церковном здании, на всяком шпице колокольни явственно изображены и свидетельствуют долговременность того города; здесь все что-то новое, больше моды, меньше старины.

Наиболее подготовленный РёР· всех ранних путешественников распознавать «древности»  Р•СЂРјРѕР»Р°РµРІ был РІ Киеве РІ том же 1810 РіРѕРґСѓ, что Рё РєРЅСЏР·СЊ Долгоруков. РћРЅ также разделил общее впечатление Рѕ РіРѕСЂРѕРґРµ. РћР± Успенском СЃРѕР±РѕСЂРµ археолог заметил:

Соборная церковь в Печерской Лавре не имеет уже своего первоначального вида. Батыево нашествие и пожар 1718-го года совершенно его преобразили. Возобновлен он последний раз при Петре Великом, что видно из наружных украшений.

София показалась несколько лучше:

Софийский собор, хотя также теперь не в том виде, как был построен в 1037-м великим князем Ярославом, однако же вообще потерпел менее Печерской Лавры.

Совсем депрессивное впечатление произвели РЅР° Ермолаева Десятинная Рё Трехсвятительская (Васильевская) церкви.  

Десятинная церковь была бы еще любопытнее, но от нее остался только один вид. Я заключил это по остатку вделанной в__ стену славянской надписи, которую я, за утратой многих букв и за перемешанностью остальных, никак прочесть не могу; к тому же и почерк самых букв не Владимирова века. Что ж касается до церкви святого Василия, построенной великим князем Владимиром 1-м на том месте, где прежде стоял Перун, то она ныне так перестроена, что от древних ее стен виден только угол; а чтоб и память ее скорее истребить, то переименовали ее во имя Трех Святителей.

Еще решительнее высказался в 1817 году князь Долгоруков:

Лучше видеть в наши дни хороший Казанский собор, с его богатыми притворами на Неве, нежели Десятинную Владимирову церковь близ Днепра, которая ни какой красы уже не сохранила, около которой, между бурьяна и диких зелий, пасутся свиньи.

Р’ СЌРїРѕС…Сѓ, РєРѕРіРґР° киевская археология еще даже РЅРµ начиналась, церкви действительно представляют СЃРѕР±РѕР№ практически единственные «древности» , доступные созерцанию. Разочарование СЂСѓСЃСЃРєРёС… путешественников РІ РёС… РІРёРґРµ можно понять: если Киев — древняя столица Р РѕСЃСЃРёРё, РѕС‚ его древности интуитивно ожидается схожесть СЃ великорусскими древними городами — РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґРѕРј, РњРѕСЃРєРІРѕР№, Владимиром. Р’ Киеве же РІСЃРµ главные сооружения перестроены РІ манере, которую позже назовут «украинским барокко» . Стиль этот СЏРІРЅРѕ РЅРµ вяжется СЃ образом «российской В«  РёСЃС‚РѕСЂРёРё Рё «византийской»  РљРёРµРІСЃРєРѕР№ Р СѓСЃРё. Это подчас приводило Рє курьезным умозаключениям. Глаголев, размышляя РІ 1823 РіРѕРґСѓ над тем, РЅР° что РїРѕС…РѕР¶ РІРёРґ киевских церквей, попытается «одревнить»  РµРіРѕ причудливым образом. Этот архитектурный стиль, как РѕРЅ будет утверждать,

не принадлежит ни к Готическому, ни к Византийскому, а, вероятно, есть подражание вкусу �ндийских пагодов, с которыми имеет разительное сходство. Желательно, чтобы археологи точнее определили его происхождение.

Если не разочаровывали церкви, разочаровывал вид современного Киева, от которого почему-то тоже ожидали соответствующей возрастной грации и благородства. Тот же Сбитнев, оставивший вдохновенные строки о своих предчувствиях встречи с Киевом в 1832 году, записал:

При всем том, я должен сознаться, что внутренность Киева разочаровала меня. Множество изб ветхих, полуразваленных, на Печерском, Крещатике и Старом Киеве и толпы жидов слишком безобразят город. Если отнять от него великолепные соборы и монастыри, здания в крепости, присутственные места, гимназии и десятка два частных домов, то Киев сделается ничтожным городом... Мог ли я думать, чтоб этот многолюдный город, посещаемый жителями почти всей России, стоящий на таковой богатой судоходной реке, существующий почти пятнадцать веков, бывший долгое время столицею великих князей, так мало двинулся во внутреннем благоустройстве?

Причиной были все те же привычные киевские беды: татары и поляки:

Причиною медленного шествия Киева к благосостоянию, на которое он имеет полное, заслуженное право, полагаю, частые разрушения от татар, междоусобия князей, а особенно притеснения от Польши, под властию которой он долгое время стонал.

За семь лет до Сбитнева в Киеве побывал Александр Грибоедов. В письмах из Киева он восхищался «древностями» , воображал исторические сцены, но, как сам сознавался, «едва заметил настоящее поколение»:

Здесь я пожил с умершими: Владимиры и �зяславы совершенно овладели моим воображением; за ними едва вскользь заметил я настоящее поколение [...]. Природа великолепная; с нагорного берега Днепра на каждом шагу виды изменяются; прибавь к этому святость развалин, мрак пещер. Как трепетно вступаешь в темноту Лавры или Софийского собора, и как душе просторно, когда потом выходишь на белый свет: зелень, тополи и виноградники, чего нет у нас!

В Киеве, как справедливо отмечал князь Долгоруков, «только воображение придает ценность и месту, и храму» . Воображение же позволяло Грибоедову говорить о «святости развалин» , которых он, конечно же, не мог видеть. Такое же богатое воображение заставило фон Гуна в 1806 году записать:

Каждый шаг здесь напоминает о глубокой древности, и каждый взгляд упирается в несметные сокровища. Тут думаешь быть перенесенным в �талию в середину Рима.

Путешественники скорее «предчувствовали»  РґСЂРµРІРЅРѕСЃС‚Рё Киева, готовы были эмоционально пережить прикосновение Рє РЅРёРј, «распознать»  РёС… РІ любой черте старого РіРѕСЂРѕРґР°, даже если видимых Рё осязаемых остатков найти РЅРµ удавалось. РџРѕРґРѕР±РЅРѕРµ душевное состояние искателей древностей прекрасно передает РїРёСЃСЊРјРѕ графа Румянцева после первого посещения древней столицы Р СѓСЃРё:

Каждое государство тем более славится своими древностями, чем сильнее они показывают дух народа и величие его чувств. Наша благословенная родина до сих пор превышала все известные народы духом и чувствами, поэтому она может особенно славиться и гордиться своими древностями. Я сам почувствовал недавно в Киеве, святом городе Ольги и Владимира, как приятно для сердца сына Родины видеть его знаменитые древности, бродить по местам, где когда-то ходили великие; как приятно даже для отдаленного потомка переноситься мысленно в их век, скрытый в тумане времени, оживлять в своей памяти их бессмертное существование.

Руины путешественники видели только в своем воображении, а их отсутствие компенсировали особым вниманием к природе, ландшафту, описания которых главным образом и занимают страницы их дневников. Если изменились город, вид его святынь и язык его жителей, то хотя бы природа осталась незыблемой и была свидетелем начал истории. Те же горы, та же река были в Киеве во времена, когда сюда пришел апостол Андрей, они же видели прибытия первых варяжских князей, крещение киевлян в Почайне, строительство Ярославом великого города, и, в определенном смысле, именно киевская природа становится памятником истории, доказательством того, что история произошла.

Румянцев принадлежал Рє тем людям рубежа веков, кто РІ молодости (1770-Рµ РіРѕРґС‹) совершил СЃРІРѕР№ собственный «большой тур» . Р’ Петербурге братья Румянцевы познакомились СЃ бароном Мельхиором Гриммом (тем самым, которому Екатерина жаловалась РЅР° отсутствие РІ Киеве древностей). Гримм РІР·СЏР» РЅР° себя труд отвезти братьев РІ Голландию для обучения РІ Лейденском университете. Оттуда Румянцевы отправились РІ Париж, Р° РёР· Франции — через Швейцарию (РіРґРµ РІ Женеве познакомились СЃ Вольтером) — РІ Р�талию189. Можно даже предполагать, что спонсируемое графом «Общество истории Рё древностей СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС…В»  Р±С‹Р»Рѕ устроено РЅР° манер знаменитого «Общества дилетантов» . РЈ Румянцева, таким образом, было СЃ чем сравнивать древности. РћРЅ видел «настоящий» , эталонный образец Рё пытался найти нечто РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ РІ Киеве. Граф инициировал Рё оплачивал великие географические экспедиции (как, например, корабль РїРѕРґ красноречивым названием «Рюрик»  РїРѕРґ командованием капитана Коцебу, 1815-1818 РіРѕРґС‹), Р° также серии меньших «археологических В«  СЌРєСЃРїРµРґРёС†РёР№ (Строева, Калайдовича). Р’ последние РіРѕРґС‹ своей жизни, несмотря РЅР° плохое Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ, Румянцев Рё сам предпринимает СЂСЏРґ поездок для осмотра древностей (РЅР° Кавказ Рё РІ Крым, 1823 РіРѕРґ; РІ РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ, РњРѕСЃРєРІСѓ Рё Киев; Воскресенский монастырь, Волок, Городище, Старицу, Ржев, 1822 РіРѕРґ). Граф, РєСЂРѕРјРµ того, был РѕРґРЅРёРј РёР· крупнейших коллекционеров исторических раритетов, позже составивших РѕСЃРЅРѕРІСѓ Румянцевского музеума.

РЎ 1815 РіРѕРґР° Румянцев переписывается СЃ едва ли РЅРµ единственным РІ то время знатоком киевских древностей Максимом Берлинским190. Киевский антикварий присылает графу описания документов Рё материалов Рє киевской истории «главным образом [...] Р·Р° время владычества Польши» , РЅРѕ Румянцева интересует совершенно РґСЂСѓРіРѕРµ: РѕРЅ РїСЂРѕСЃРёС‚ «сыскать что-либо, относящееся РґРѕ времен Киева первобытных» . Р’ ответ РЅР° присланный Берлинским план Киева СЃ «прелюбопытным истолкованием тех мест, урочищ Рё духовных зданий, Рѕ которых упоминают наши древнейшие летописи»  РіСЂР°С„ намечает целую программу археологических исследований:

Не теряйте из виду, что самые первобытные времена историй наших суть те, которые я бы желал видеть объясненными и дополненными; отыскивайте пожалуйста надгробные надписи вокруг и внутри развалин уничтоженных самых древнейших забытых церквей и монастырей, коих вы так удачно в своей записке память восстанавливаете.

Румянцев надеется на отыскание древних рукописей: может, пергаментной летописи Нестора (ибо, действительно, где же ей и сохраниться в первозданности, если не в Киеве?), древних грамот, оригиналов Печерского патерика, возможно, Русской правды, древних списков митрополитов, синодиков, например, Китаевской пустыни, где должны были молиться за своего основателя Андрея Боголюбского. Эта переписка демонстрирует не только тогдашние довольно поверхностные знания о киевской истории, но, главным образом, то, насколько завышенными были ожидания российских антиквариев от киевских древностей. Как и каждый европеец, Румянцев полагает, что туземцы просто забыли свою историю. �х прошлое гораздо лучше известно специалистам в столицах, и стоит только подтолкнуть нерадивых аборигенов к энергичной работе, как чрезвычайной древности раритеты будут найдены.

Преувеличенные ожидания рано или поздно перерастают в разочарование. После очередной поездки в Киев в 1821 году Румянцев писал Алексею Малиновскому о своих неприятных впечатлениях от увиденного: В Киеве сердце сокрушалось, видя, каковое там господствует нерадение к древностям нашим, никто ими не занят, и всякий почти убегает об них разговора, боясь обозначить не токмо беспечность; но даже и то, что мало историю древних наших времен знают.

После 1820-С… РіРѕРґРѕРІ старинные развалины РІ Киеве начали появляться РІРЅРѕРІСЊ, РЅРѕ уже РІ результате сознательных попыток РёС… разыскать. Незаменимой стала новая дисциплина археологии, то есть исследование остатков старины РЅР° западный манер — путем раскопок. Р’ 1822 РіРѕРґСѓ Киевским митрополитом__ становится Евгений (Болховитинов), человек ученый, историк Рё антикварий. Р’РѕРєСЂСѓРі него РІСЃРєРѕСЂРµ организовался кружок любителей древностей, Рё РІ 1823 РіРѕРґСѓ РѕРЅРё осуществили первую попытку археологических раскопок РІ Киеве — «разрытие»  Р”есятинной церкви. Место раскопок было выбрано РЅРµ случайно. РљСЂРѕРјРµ того, что Десятинная церковь была своего СЂРѕРґР° памятником крещения Р СѓСЃРё, именно РІ это время РІРѕРєСЂСѓРі ее локализации велись РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРё. Киевские любители древностей знали, что здесь митрополит Петр Могила нашел мощи святого Владимира (голова РєРЅСЏР·СЏ была РѕРґРЅРѕР№ РёР· важных святынь Успенского СЃРѕР±РѕСЂР° Печерского монастыря). Раскопки должны были РЅРµ только обнаружить окончательно Рё определенно место Рё план бывшей церкви, РЅРѕ Рё найти новые мощи святого РєРЅСЏР·СЏ. Р’ 1824 РіРѕРґСѓ РѕР±Рµ задачи были выполнены. План церкви был обнаружен (Рё было доказано, что РІ древности РѕРЅР° намного превышала видимые РІ XIX веке размеры, что снимало проблему локализации), Р° также были найдены саркофаг СЃ останками человека, который объявили саркофагом Владимира, Рё еще РѕРґРёРЅ, который считали «гробом В«  Р�зяслава.

РћРґРЅРёРј РёР· неутомимых участников раскопок Десятинной церкви был Кондратий Лохвицкий, как РѕРЅ называл себя, «чиновник пятого класса» , любитель старины, чудак Рё мистик. РћРЅ станет самым энергичным археологом Киева следующего десятилетия. Как Рё РІСЃРµ «первые»  Р°СЂС…еологи того или РёРЅРѕРіРѕ объекта, Лохвицкий находился РІ наивной убежденности, что РїРѕРґ землей РѕРЅ найдет материальные останки всех событий, описанных РІ письменных памятниках. Р�стория, как были уверены ранние археологи, будто застыла РїРѕРґ землей. Стоит только снять слой земли, Рё артефакты совпадут СЃ письменной историей__ РґРѕ мелочей. Лохвицкий, собственно, Рё находил РІСЃРµ то, что искал: РѕРЅ обнаружил остатки креста святого Андрея, могилу РєРЅСЏР·СЏ Дира, первую христианскую церковь святого Р�льи, остатки РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РІРѕСЂРѕС‚ времен РєРЅСЏРіРёРЅРё Ольги, церковь святой Р�СЂРёРЅС‹, ему принадлежат раскопки Золотых РІРѕСЂРѕС‚. Большинство его находок были фикцией — результатом фантазий, наивной попыткой связать нечто найденное РїРѕРґ землей СЃ летописными сообщениями. РќРѕ РїРѕ крайней мере РІ РґРІСѓС… случаях — раскопок Р�СЂРёРЅРёРЅСЃРєРѕР№ церкви (1833) Рё Золотых РІРѕСЂРѕС‚ (1832-1833) — Лохвицкий «угадал»  РїСЂР°РІРёР»СЊРЅРѕ. Особый успех имели раскопки РёР·-РїРѕРґ позднейших завалов Золотых РІРѕСЂРѕС‚. Р�менно РІ это время РІ Киеве находился государь (который вообще интересовался Киевом Рё его древностями). Николай Павлович «прошел между открытых стен»  РІРѕСЂРѕС‚, Рё, наверное, это произвело РЅР° него впечатление: Лохвицкий впоследствии получил государственную стипендию, Р° также СЃСѓР±СЃРёРґРёСЋ РЅР° дальнейшие раскопки.

Раскопки РІ Киеве 1820-1830-С… РіРѕРґРѕРІ, вопреки всей РёС… наивности Рё любительстве, Р° также вопреки тому, что Лохвицкий, например, больше разрушал, чем исследовал, имели РѕРґРЅРѕ важное следствие: РѕРЅРё показали, что РїРѕРґ землей есть СЂСѓРёРЅС‹ древнего РіРѕСЂРѕРґР°, что эти СЂСѓРёРЅС‹ РјРѕРіСѓС‚ быть «раскрыты»  Рё явлены взорам любопытствующих.

Археология РІ первые десятилетия XIX века включала РІ себя множество разных вещей. РћРґРЅРѕР№ РёР· важных ее ипостасей было установление древней топографии РіРѕСЂРѕРґР° СЃ последующим картографированием ее. РЎ конца XVIII века этим занимался киевлянин Берлинский, РІ начале XIX века РёР· Петербурга уже снаряжают специальные экспедиции СЃ этой же целью (Бороздина Рё Ермолаева). Создание «исторических планов» , нанесение древностей РЅР° карту современного РіРѕСЂРѕРґР°, становится излюбленным занятием. Ученые разыскивают старые Рё забытые названия местностей, рек, урочищ, известные РёРј РёР· летописей Рё документов. Отождествляют СЃ РЅРёРјРё те или иные местности, РїРѕСЂРѕР№ даже переименовывают РёС… так, чтобы восстановить «более правильные В«  РёСЃС‚орические названия. Специально снаряженные художники делают зарисовки любых остатков древностей — мозаик, фресок, археологических курьезов. Архитекторы составляют планы церквей, РёС… разрезы, Р° РїРѕСЂРѕР№ даже реконструкции древнего РІРёРґР°. Р’СЃРµ это создает РєРѕСЂРїСѓСЃ документации, РІ совокупности своей «оживляет»  СЃС‚арую историю, делает ее «видимой» , тактильно ощутимой.

Хватает Рё старых методов. РЎ тех РїРѕСЂ как РІ Киеве появился Михаил Максимович, РіРѕСЂРѕРґ становится ареной постоянных «археологических паломничеств» . Знакомых ученых, заезжих знаменитостей, литераторов Максимович РІРѕРґРёС‚ СЌРєСЃРєСѓСЂСЃРёСЏРјРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ, СЃ уверенностью эксперта указывая РёРј невидимые места великих событий древности. РћРЅ называет РёРј исторические урочища, имена летописных РіРѕСЂ Рё тому РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ. Главным образом РІ памяти таких экскурсантов (Р° среди РЅРёС… — Гоголь, РџРѕРіРѕРґРёРЅ, Р–СѓРєРѕРІСЃРєРёР№ СЃ цесаревичем, Александр Тургенев) остается живописный пейзаж СЃ образом РЅРµ тронутой временем, почти РґРёРєРѕР№ РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Киева. Любование РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№ заменяет созерцания СЂСѓРёРЅ Рё полностью удовлетворяет поэтически настроенным натурам ощущение истории. РџРѕ РёСЂРѕРЅРёРё, местом, которое производило впечатление РЅР° искателей киевских древностей, был холм Андреевской церкви. Как вспоминал Максимович, именно здесь Р–СѓРєРѕРІСЃРєРёР№ вглядывался РІ днепровские дали, угадывая РІ мареве «Ольгин град»  Р’ышгород, Р° Гоголь — РІ обратном направлении — созерцал «древние»  СѓСЂРѕС‡РёС‰Р° Кожемяки Рё Кудрявец197. Переживание прошлого возле новопостроенной церкви оказывается особенно острым Рё интенсивным: пространство, котороеоткрывается СЃ Андреевской РіРѕСЂС‹, предоставляет уникальную возможность размещать исторические миражи РїРѕ собственному усмотрению.

Если испытываемые путешественниками эмоции были неподдельными, пейзаж, вызывавший их, едва ли можно было назвать подлинным, древним. На протяжении веков он существенно изменялся. �звестно, например, что две из центральных киевских гор — Замковая и Уздыхальница — неоднократно в XVI и XVII веках «раскапывались» , их уровень понижался для того, чтобы внутренности существовавшего тогда замка не просматривались с окрестных возвышений. Русло Днепра, в древности отделенное от города островами, в результате произведенных в начале XVIII века работ переместилось прямо к подножию киевских гор и практически уничтожило древнюю реку Почайну, на которой, собственно, и стоял Киев летописных времен.

Следствием миниатюрных киевских паломничеств — религиозных, антикварных, пейзажных — становится постижение истории. Древнерусский Киев, словно Атлантида, начинает подниматься из-под земли, затмевая собой для многих неприглядное, бедное и неупорядоченное польско-еврейское местечко окраины империи, с его церквями «в новом вкусе» .

Открытие киевских древностей, очевидно, вело Рє РЅРѕРІРѕРјСѓ восприятию РіРѕСЂРѕРґР° Рё его истории. Р�Р· «российского Р�ерусалима» Киев постепенно приобретал репутацию «славянских Помпей В«  (хотя сама метафора РЅРµ будет заявлена вплоть РґРѕ начала следующего века).

Чью, однако, историю воскрешали РёР· небытия киевские антикварии? Для РјРЅРѕРіРёС… РёР· РЅРёС… этот РІРѕРїСЂРѕСЃ даже РЅРµ стоял. РћРЅРё «жили»  РїРѕР»РЅРѕСЃС‚СЊСЋ РІ давнем прошлом, мало интересуясь его идеологической СЃРІСЏР·СЊСЋ СЃ современностью. Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ путешественники, разумеется, открывали РІ РіРѕСЂРѕРґРµ именно СЃРІРѕСЋ, СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ, историю. Современный Киев — часть Малороссии — ничего РЅРµ весил, его старались РЅРµ замечать. Древний же Киев РЅРµ имел ничего общего СЃ малороссийской историей. Так, похоже, думали Рё те, кто писал историю украинцев. Для РЅРёС… киевскиеразвалины тоже были останками исторического бытия РґСЂСѓРіРѕРіРѕ народа, чем-то РІСЂРѕРґРµ греческих РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Причерноморья или скифских курганов украинской степи. Вместе СЃ тем для людей, подобных Максимовичу, «местных патриотов» , совмещение киево-СЂСѓСЃСЃРєРёС… древностей СЃ малороссийской территорией подсказывало какую-то СЃРІСЏР·СЊ СЃ РЅРёРјРё. Малороссия покоится РЅР° остатках древней Р СѓСЃРё. Церкви РІ стиле украинского барокко — перестроенные древнерусские храмы. РќРµ означает ли РІСЃРµ это, что малороссы «родом»  РёР· Киевской Р СѓСЃРё? РќРµ означает ли это, что российская Рё малороссийская истории имеют общее начало Рё долгое совместное продолжение? РќРµ означает ли это, наконец, что история украинцев неразрывно связана СЃ историей великороссов?

Два «открытия»  РЅР°С‡Р°Р»Р° XIX века — открытие Малороссии Рё Киева — поставят перед СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№, Р° несколько позже Рё перед украинской мыслью СЂСЏРґ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ Рѕ началах, протяжности Рё соотношении РґРІСѓС… историй. 

Материал срздано РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ публикации: РљРёРµРІСЃРєР°СЏ Р СѓСЃСЊ Рё Малороссия РІ ХІХ веке. — Рљ., 2012

 

Коментарі

Додати коментар

Захисний код
Оновити

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

archiv

Центральный государственный исторический архив УССР в Киеве. Путеводитель. Киев, 1958. 348 с.

 

  

 

  

 РђРЅРЅР° Рейд. Р›С”нінґрад. - РљРёС—РІ, 2012. - 493 СЃ.

 

Журавльов Д.В. Хто є хто в українській історії / Денис Володимирович Журавльов; худож. А. Єрьоміна. - Харків. - 2011. - 416 с.

 

Максим Яременко, Спеціальні історичні дисципліни: Навч.  РїРѕСЃС–Р±РЅРёРє. Аграр Медіа Груп, 2010. 

Єжи Топольський. Як ми пишемо і розуміємо історію. Таємниці історичної нарації / Пер. з польськ. Надії Гончаренко, наук. ред. Юрія Волошина. Київ: «К.І.С.», 2012. 400 с.